среда, 2 июля 2008 г.

Как программисты веб-поиска Яндекса наращивают себе карму

«Иногда я жалею, что у нас не тоталитаризм»

Анатолий Орлов, руководитель отдела инфраструктуры веб-поиска ЯндексАнатолий Орлов
руководитель отдела инфраструктуры веб-поиска Яндекс
Как программисты веб-поиска Яндекса наращивают себе карму, и что их мотивирует

Анатолий, руководитель отдела инфраструктуры веб-поиска компании «Яндекс», своим главным качеством считает неравнодушное отношение к работе. Именно это помогло ему стать руководителем. Теперь перед Анатолием стоит сложная задача – создать такое же отношение к работе у своих подчиненных.
Какая твоя главная компетенция?
Есть такой человек – Игорь Ашманов, у него есть так называемый закон Ашманова-Архимеда. Если посмотреть его выступление на первом РИФе, он сказал там интересную вещь: «Когда программист общается с людьми из бизнеса, а они ему говорят про релизы, про то, что надо продавать продукт, его эти проблемы глубоко не трогают. Людей, которых эти проблемы начинают трогать, жизнь по закону Архимеда вытаскивает в руководители». По-моему, это очень правильно. Для того, чтобы руководить, нужно фактически две вещи: первое – чтобы было не «по фиг», чтобы хотелось что-нибудь сделать, и второе – чтобы была возможность это сделать. Все остальные компетенции очень сильно помогают, но реально они не являются главными.
Антипример про тех, кому на работу «по фиг»
У нас есть компании, которые внедряют разные процессы управления разработкой – CMM/CMMI и так далее, и я очень часто видел внедрения в компаниях, которые выглядели как так называемый «культ карго».
Американцы, когда воевали с Японией, строили военные базы на островах. На островах жили туземцы, они смотрели на американцев и видели, что у американцев есть очень много крутых вещей – оружие, огненная вода. И они стали выяснять, откуда же это всё у них берётся. Выясняется, что им это всё приносят большие железные птицы. Почему же они им приносят, а нам не приносят? Наверное, мы каких-то ритуалов не знаем. И вот аборигены стали повторять ритуалы американской армии: вырубали в лесу просеки, где у них будет посадочная полоса, ставили будку с мачтой, как радиостанцию, где шаман пытался имитировать позывные.
Это классическая вещь, когда подобным образом компании часто имитируют процесс разработки. Есть умные книги по CMM, PMI и так далее, люди их читают и считают, что если скопировать все процессы, которые там описаны, то будет всё хорошо. Люди, не понимая, зачем это нужно, просто бездумно копируют.
Можно так замотивировать людей, чтобы они работали до полуночи совершенно добровольно?
Можно, но мотивация – это сложная вещь, она у всех разная. Я читал одну книгу по HR – «Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час». В ней есть небольшая глава о мотивации, в которой сказано, что существует порядка 60 видов мотивации и у одного человека, как правило, не бывает больше двух-трёх. Основная ошибка всех руководителей заключается в том, что они проецируют свою мотивацию на других людей. Есть очень много людей, которые эффективно работают, но, почему они это делают, объяснить сложно. Я понимаю, почему я эффективно работаю: наверное, мне это интересно или у меня повышенное чувство долга. Я верю, что есть люди, которые могут работать за деньги. Не знаю, есть ли люди без мотивации, но совершенно очевидно, что её удаётся найти не всем.
Какие отношения ты выстраиваешь с подчинёнными?
У нас очень демократичная компания, у меня хорошие отношения с сотрудниками, со многими из них мы дружим. Всё определяется понятием «корпоративная культура», в которую не все верят, но она, наверное, есть. У нас настолько демократичная атмосфера, что начальник не может зайти к сотруднику и заставить его делать что-то определённым образом, потому что он должен его убедить. Иногда я жалею, что у нас не тоталитаризм, потому что очень сложно собрать 30 человек и заставить их договориться: они все думают по-разному, и эту задачу приходится решать окольными путями. Я думаю, что большинство талантливых людей, которые здесь есть, в других условиях работать бы просто не стали.
Что представляет из себя твоя команда?
На первый взгляд всё это выглядит, как кавардак, но, как ни странно, мы очень неплохо работаем. В такой среде очень важное значение имеют такое явление, как opinion-лидеры, которых слушают. Это необязательно руководители, это могут быть хорошие программисты. Правильные слова: наш коллектив – это нечто среднее между Академией наук и детским садом.
Особый критерий оценки программиста в «Яндексе»
Простейший пример – у нас есть шутка про карму, что у разработчика есть карма. Откуда взялось это слово? У нас есть система контроля версий, а когда в ней нет прав куда-то закоммититься, она говорит: «Not enough karma». И вот у нас есть такая полушутка, что есть разработчики с большой кармой. Если программист сделал что-то хорошее, например, запустил что-то серьёзное, у него растёт карма, если он сделал что-то плохое, то у него падает карма. Чем больше у разработчика карма, тем больше у него возможности влиять на окружающую действительность. С одной стороны мы это рассматриваем, как полушутку, а с другой стороны – в обсуждении можно услышать аргумент вроде «вот эту задачу будет делать вот этот разработчик, так как у него карма больше».
Какие требования ты предъявляешь к программистам?
Человек, который ко мне пришёл, во-первых, должен уметь программировать на своем основном языке программирования – это значит, что за час он должен уметь написать программу размером в сто строк, и чтобы эта программа не упала на старте. Как ни странно, уже этот критерий отсекает большое количество людей. Во-вторых, мы хотим от наших программистов некоторой базовой алгоритмической подготовки – чтобы, например, алгоритм сортировки или сложная структура типа B-дерева не вызывала у программиста шок. Также я обычно спрашиваю, чем программист до этого занимался. И если человек не может внятно объяснить сущность его работы, это тоже вызывает некоторые подозрения.
Расскажи какую-нибудь смешную историю, связанную с собеседованием
Интервью назначено на утро, я, проходя мимо ресепшна, говорю девушке, что сейчас ко мне должен прийти человек и, когда он придёт, чтобы она мне позвонила. Девушка спросила, почему я всегда прихожу на ресепшн и говорю, что должен придти такой-то человек, потому что они мне и так бы позвонили. Я говорю, что бывает так: приходит кандидат и не помнит, к кому он пришёл. Она мне не поверила. Через некоторое время раздаётся звонок, и девушка, едва сдерживая смех, говорит, что пришёл какой-то человек и не знает, к кому он пришёл, может он и ко мне. Так и оказалось!

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



Комментариев нет: