среда, 13 августа 2008 г.

Эволюция интерфейсов - 3D DESKTOP

Рабочий стол операционной системы с реальным трехмерным интерфейсом - уже реальность. Подобные проекты существуют, развиваются и уже даже имеются конкретные результаты. Пусть это пока только первые "блины", но, попробовав их, нельзя сказать, что они вышли "комом"…

Главная особенность нашего времени: инфляция счастья -
приходится платить за те же его объемы больше денег.
В. Пелевин, "Поколение "П""

Брюс Стерлинг в своей книге "Схизматрица" (1994 год) утверждал: "В истории человечества насчитывается три информационные революции: первая была вызвана изобретением письменности, вторая - книгопечатанием. Сейчас мы находимся в начале третьей информационной революции, которая в перспективе должна качественно изменить все условия жизни человека. Она связана с появлением виртуальной реальности".

Мы живем в период, когда трехмерный мир только становится на ноги, обретает глубину и завоевывает объем. Уже существуют готовые разработки. Ноу-хау компьютерного программирования - 3D-интерфейсы - кардинально изменят наше отношение к компьютеру, да и саму работу с ним. Увы, компьютерные ресурсы ждут тяжелые испытания… но игра стоит свеч! Итак, добро пожаловать в трехмерный мир!

Виртуальная реальность - мечтать не вредно

Термин "виртуальная реальность" возник на заре 90-х - а точнее, в 1992 году. Специалисты фирмы "VPL Research", придумавшие термин "virtual reality", описывают аппарат ее создания как "средство, способное воссоздавать сны при пробуждении". Конечно, в самом начале смысл термина заметно отличался от того, который подразумевается под "виртуальностью" сегодня. Как правило, значение "виртуальной реальности" распространялось только на трехмерные компьютерные модели. Но вскоре в печати стали мелькать названия: "виртуальный офис", "виртуальная сеть", "виртуальные технологии", "виртуальный банк", "виртуальная корпорация". Использование "виртуальности" стало возрастать лавинообразно. При этом сама "виртуальная реальность" до самого недавнего времени являлась, скорее, красивой метафорой, за которой виделось нечто весьма загадочное и очень крутое.

Итак, идея была сформулирована - осталось только донести ее до масс. Моделируемые виртуальные реальности нашли широчайшую область применения: разработка архитектуры новых сооружения, медицинское исследование человеческого организма, моделирование интерьера квартир - а также прочие области, в которых необходимо визуальное представление трехмерных объектов. Наибольшее применение интерактивная технология виртуальной реальности нашла, собственно, в интернете - как "технология интерфейса".

Захламлять трехмерный рабочий стол гораздо удобнее

Правительство Великобритании инициировало разработку проекта "Виртуальное банковское дело" - в качестве одного из применений технологии, которое может повлиять на способы распространения и доставки финансовых услуг. Виртуальный банк использует 3D-технологию для создания реального (реалистического) трехмерного компьютерного образа филиала. Этот компьютерный филиал доступен через интернет и может предоставлять целый ряд традиционных и нетрадиционных банковских услуг. Технология такой системы находится пока на стадии разработки. В эксперименты входит создание "киосков" в некоторых розничных филиалах, а также предоставление ограниченного объема информации в сети Интернет. Все еще остаются проблемы в вопросе безопасности - однако появляются технологии, способные решать и их. Будет ли виртуальная технология иметь то же революционизирующее значение для банковского дела, что и автоматизированные кассовые машины (ATM) в семитдесятых-восьмидесятых годах, пока неизвестно**.

А ведь насколько это понятно и удобно. Представьте себе "сетевой магазин" будущего, который для нашего удобства сделан таким же, как те, к которым мы уже привыкли: на экране отображается трехмерная модель залов магазина, где, просто подойдя поближе, можно рассмотреть товары на соответствующей полке. Щелкнув клавишей мыши по соответствующему товару, можно подробно познакомиться с его характеристиками, а потом взять его и подойти к кассе. Далее достаточно выбрать в меню "оплату" - и тут же оплатить товар с помощью кредитной карточки. После чего купленный товар будет доставлен на дом. Удобство такого компьютерно-сетевого интерфейса заключается в том, что он не просто интуитивен - он уже базируется на целых культурных областях человеческого опыта. В таком интерфейсе не нужно объяснять человеку, где искать меню с функцией "оплаты за товар" - понятно, что это можно сделать в том месте, где в магазине обычно размещается касса (графически - касса в трехмерной модели виртуального магазина).

Однако тут есть свои сложности и ограничения. Более простая графически (но не функционально) схема "виртуального магазина" прекрасно работает в США, но не в нашей стране… Главная причина - в особенностях менталитета. У наших людей нет ни кредитных карточек, ни счетов с чековыми книжками. Наш народ привык к наличной валюте, и приучить его к электронной удастся не скоро. То ли из-за необъяснимых климатических условий, то ли, что более вероятно, из-за особенностей менталитета…

Но электронная коммерция - в виртуальности не главное. Очевидно, что сказка о виртуальности и новом облике будущего, которая раньше была просто мыльным пузырем в устах беззаботного трубадура, ныне приняла вид вполне осязаемого твердого шара - ведь и впрямь что-то началось. А клонирование овцы, телепортация фотона и компьютер с белковыми деталями - только первые ласточки. Уже нельзя точно сказать, в каком месте заканчиваются реальные эксперименты науки и начинаются мысленные эксперименты научной фантастики.

Развитие и влияние на жизнь технологий неоспоримо, но следует учитывать и изменения ощущений, отношений, подмену реальности в целом. Забывается одна простая истина: все высокие технологии, тайные сетевые заговоры и прочая виртуальность - всё это у нас в голове. Кстати, в небезызвестном фильме "Матрица", на вполне наглядных картинках обыграна вся "теория виртуальной реальности". Особенно хороши агенты, появляющиеся внутри любого человека, заметившего беглеца. Ведь именно так работает сетевой шпионаж. Так работают троянские вирусы, которые сегодня не редкость на наших компьютерах.

Виртуальный мир - каждому!

Компьютер в наши дни занял такое же место, как телефон, автомобиль и телевизор. Компьютеры уже стали незаменимы в делопроизводстве, в бизнесе, военном деле, науке и технике и в сотнях других видов профессиональной деятельности… в сферах искусства, политики и спорта… в частной жизни людей, в их отдыхе и взаимном общении. Но все это, быть может, служит только подготовкой или первым предвестником грандиозной информационной революции, которая грядет в ближайшие десятилетия. Мы - свидетели рождения своего рода нового жанра на стыке древних традиций и высокой технологии.

Сообщения о выпуске более мощных процессоров и видеокарт с еще большим объемом памяти звучат настолько часто, что практически не вызывают интереса. В первую очередь потому, что в полной мере эти новинки нигде, кроме компьютерных игр, в общем-то, не используются. Конечно, душа согревается мыслью о том, насколько мощный компьютер стоит под столом и сколько денег на него потрачено. Однако хочется большего - принципиально нового, пусть и требовательного к ресурсам компьютера… Хочется верить, что уже в ближайшем будущем доступная на компьютере "виртуальность" будет еще более реальной, интерактивной - сможет влиять и на тактильные ощущения в том числе. Насколько возрастет уровень "контакта", если при посещении виртуального зоопарка будет возможность трогать, гладить и щекотать зверей? Это и будет та интерактивность, о которой давно мечтали пользователи всех стран.

3Dtop

URL: www.3dtop.com
Распространение: EUR10 (пробная версия на 2 недели)
Версия: 1.3.1
Платформа: Windows

3DTop - не больше (но и не меньше), чем трехмерный рабочий стол Windows. Причем стол - в буквальном смысле этого слова. Основная цель создания 3DTop, помимо желания заработать деньги,- расширение возможностей обычного рабочего стола. По мнению авторов, такие популярные операционные системы, как Windows и Linux, сводят возможности пользователя практически к нулю (смена иконки, добавление или удаление ярлычков не в счет).

3DTop можно было бы назвать типичным детищем семейства эмуляторов рабочего стола Windows, если бы не одно "но". В отличие от своих собратьев (например, Aston, Talisman), 3DTop - это абсолютно трехмерное пространство с возможностью анимирования привычных ярлыков. Однако это не замена рабочего стола, а его 3D-эмулятор. Запуск программы превращает рабочий стол в объемное пространство с анимированными ярлыками. А выход из нее возвращает нас на прежний, обычный рабочий стол. Кроме того, следует отметить, что программа не требует инсталляции, поэтому ее установка/удаление никак не отразится на установленной системе.

Сама по себе программа (или, скорее, программка) миниатюрна и состоит из одного файла - 3DTop.exe - размером 355 Кб. Загрузив из интернета архив, распакуйте его и перепишите файл в каталог Windows\Рабочий стол. Инсталляция не нужна, а после первого запуска в каталоге, где размещен 3DTop.exe, обнаруживаем файл Icon3d.dat являющийся хранителем настроек. Программа прекрасно работает под любой версией Windows (начиная с Windows 95) и очень скромна по отношению к потребляемым ресурсам.

Итак, что же мы видим после запуска? На экране появляется условный рабочий стол, вокруг которого может свободно (с помощью мышки) перемещаться камера. Над столом расположены ярлыки и освещающие их прожекторы. Сам стол расположен в комнате - обои которой (как и обои самого стола) выбираются по вкусу пользователя. Для этого достаточно нажать правую кнопку мыши на пустом месте и выбрать соответствующую команду.

Для выхода из 3DTop и возращения на "обычный" рабочий стол достаточно всегго лишь нажать клавишу <Esc>.

На этом перечисление основных "новшеств" можно прекратить - это просто интеграция знакомого рабочего стола в трехмерное пространство. Хотя нет - это действительно не все. Уже приводились слова авторов 3DTop о том, что пользователи сильно ограничены в изменении рабочего стола. Так вот, именно свобода возможностей и является главной особенностью 3DTop. С самого начала пользователю предоставляются широкие возможности по настройке интерфейса. При помощи прожекторов можно выбрать, что и как будет освещаться в пространстве. Стандартный набор фона и текстур можно расширить собственными картинками. Кроме того, на "стол" можно вынести объемную модель часов.

Одно из концептуальных понятий 3DTop - флаги. По сути, это контрольные точки расположения камеры, быстрый способ перемещения в пространстве. Каждому флагу присваивается определенное сочетание клавиш (например, клавиша <А>), при нажатии которой камера переходит на указанную флагом позицию. Например, слева вы размещаете "созвездие" вращающихся шаров, которые являются ярлыками к любимым играм. Чтобы "развернуться" к ним, приблизить их к себе можно с помощью мыши переместиться в левый угол. Но есть и более быстрый вариант. Рядом с ярлыками игр, в удобном для себя месте можно разместить флаг и присвоить ему значение (например <Alt+G>). После этого, в любой момент нажав комбинацию клавиш <Alt+G>, увидим, что камера мгновенно приблизится к ярлыкам игр.

Имеется также возможность создавать новые ярлыки, помимо уже существующих. Причем, это может быть объемное слово на экране, рисунок, файл - что угодно. Но самое интересное - это варианты действий с ярлыками. Создатели предусмотрели следующие возможности: превращение ярлыка в трехмерную фигуру (шар, куб и др.), а также различные схемы его движения (вращение, резкое увеличение, движение по траектории).

Как уже упоминалось ранее, программа не требовательна к ресурсам, поэтому создание полностью анимированного рабочего стола по силам каждому. Кроме того, на сайте разработчиков размещены дополнительные плагины, которые украсят рабочий стол. Трудно и, скорее всего, невозможно описать насколько меняется вид на экране - это необходимо просто попробовать.

3Dwm

URL: www.3dwm.org
Распространение: freeware
Версия: 0.2.1
Платформа: Linux

Существование данной программы чрезвычайно важно. Во-первых, благодаря ей все слухи об отставании Linux от современных технологий, о неспособности разработчиков-любителей выдумывать полноценный софт - все это очередной раз опровергается. А во-вторых, теперь и пользователи Linux могут не замыкаться на плоских стандартных интерфейсах - объемная "виртуальность" доступна каждому.

Впервые разработка объемного интерфейса для операционных систем семейства Linux началась летом 1999 г. Организаторы проекта под названием Chalmers Medialab стремились реализовать возможность запуска приложений в новом виртуальном пространстве. Новый 3D-интерфейс - Chalmers 3D-Cube - представлял собой пятигранную объемную фигуру (почему куб разработчиков имел только пять граней - тайна, которая так и осталась нераскрытой).

Трехмерный Linux может вскружить голову

Проект сразу вызвал интерес и популярность во всем мире. Тысячи программистов желали принять участие в дальнейшей разработке проекта. Именно поэтому в феврале 2000 г. проект сменил название на CMOSS (Chalmers Medialab OpenSource Software) и, как нетрудно догадаться, присоединился к сообществу "open source". Развитием проекта занимается несколько десятков (!) команд, каждая работает над отдельной частью 3D-интерфейса. В настоящее время проект носит название 3Dwm. Кстати, сами разработчики теряются в вопросе об имени своего детища: то ли 3D Window Manager, то ли 3D Workspace Manager.

Что же касается самого интерфейса, то сразу бросается в глаза его простота и интуитивная понятность. Не спешите скептически усмехаться, услышав об "интуитивно-понятном интерфейсе" - в 3Dwm разобраться действительно несложно. Большинство (стандартный набор) Хwindow-приложений полноценно работают с этим интерфейсом (стандартный набор KDE и GNOME).

3Dwm является типичным приложением клиент/сервер, с архитектурой подобной X Window System. Это означает, что есть единый центральный display server, отвечающий за работу с графикой (от команд до аппаратного обеспечения). Кроме того, именно этот модуль ведет статистику пользователей (сlients), подключенных к нему. В целом проект состоит из модулей:

  • Nobel (АРІ проекта);
  • Polhem (display server);
  • Celsius (отвечает за взаимодействие с системой);
  • Garbo (дает возможность запускать приложения из других графических сред).

В последнюю версию 3Dwm включен так называемый 3D Widget Kit. Благодаря этому компоненту пользователи получают возможность настройки интерфейса по своему вкусу. Причем для изменений доступно практически все - вплоть до указания траектории движения трехмерных объектов. Однако это далеко не полный перечень возможностей, предоставляемых 3D Widget Kit. Он также включает в себя коллекцию дополнительных объемных кнопок, полос прокруток, текстовых полей - всего того, что отображается на экране.

В дальнейших планах разработчиков - совершенствование интерфейса и перенос его на другие, не Intel'овские платформы (в частности, Sparc, Xbox). Что касается улучшений, то речь идет, в первую очередь, о работе с 3D-шрифтами, 3D-звуком и об оптимизации прорисовки графики в 3Dwm.

В рассказе о 3Dwm акцент на структуре проекта делался не зря - новые разработчики, новые идеи и новые пути их воплощения по-прежнему нужны. Кроме того, оказать помощь и ускорить реализацию проекта могут не только кодеры, но и дизайнеры, тестеры. Кто знает, может, и ваше имя будет стоять у истоков технологии будущего.

Croquet

URL: www.opencroquet.org
Распространение: бесплатное
Версия: 0.02
Платформа: Windows, Mac

Сразу стоит оговориться: проект OpenCroquet - это не просто трехмерный интерфейс, это попытка создать совершенно новую 3D операционную систему. В настоящее время она находится в стадии младенчества, и это не более чем трехмерный интерфейс - но первые выводы можно сделать уже сейчас.

Идея создания операционной системы Croquet проста по сути и трудно выполнима в части реализации. Звучит она примерно так: "Долой заплесневевшие технологии двадцати-тридцатилетней давности - мы создадим абсолютно новую ОС ХХІ века!". Звучит красиво, интригующе. Однако пока что заявления авторов остаются только словами, так как готового, а главное полноценного релиза системы нет (текущая тестовая версия 0.02).

Тем не менее, логику создателей Croquet можно понять. Как уже говорилось, существующие ныне компьютерные технологии не загружают в большинстве случаев сами компьютеры. Исходя из этого, авторы Croquet разрабатывают полностью трехмерную операционную систему - причем делают акцент на возможности динамических изменений ее внешнего вида по желанию пользователя. Другими словами, это полностью динамическая среда, где легко создать свой собственный мир - и без малейших ограничений. В целом, задумка сразу наводит на мысль о том, что авторы Croquet - большие любители фантастических фильмов вообще и изображенных в них технологий будущего в частности. Согласно концепции, ОС Croquet не является "классической" операционкой - это трехмерный мир внутри компьютера, где таких понятий, как "ярлык" и "панель быстрого запуска", просто не существует.

Обратите внимание!

Если компьютеру более двух лет, с нормальной работой ОС Croquet могут возникнуть проблемы. В первую очередь, понадобится мощная 3D-видеокарта (желательно - GeForce 2 и выше), 32-битная глубина цвета и процессор мощностью более 1 ГГц.

Croquet работает как виртуальная машина на любой из существующих ныне платформ. Причем, по заявлению авторов, мультиплатформенность Croquet значительно превосходит возможности виртуальной машины Java. Кроме того, система, написанная на языке Squeak (объектно-ориентированный язык, выросший из Smalltalk), является типичным детищем "братства open source".

Установка системы достаточно проста (сразу оговоримся, что в настоящее время существуют версии только под Windows и Mac). Загрузив с сайта разработчиков текущую версию системы, необходимо запустить файл TeaSqueak1.9.exe. На экране появится стартовое окно, в котором нужно будет выбрать один из двух путей установки Croquet. Самый простой способ: кликнуть мышкой по текстовой строке "TeapotMorph startFullScreen" (или нажать комбинацию клавиш <ALT+D>) - Croquet запустится в полноэкранном режиме. Другой способ - перетянуть ярлык "Teapot" с нижней части экрана на зеленое поле экрана начальной загрузки системы.

Независимо от выбранного способа, появится диалоговое окно, приглашающее пройти по ссылке. Однако эта функция в текущей версии не работает, поэтому необходимо нажать кнопку "Cancel". При первом запуске система произведет конвертацию необходимых файлов в родной для себя формат - это займет некоторое время. После чего появится диалоговое окно, которое предложит связаться с другими пользователями при помощи интернета (через сайт разработчиков) или по локальной сети. При желании окно можно закрыть, нажав для этого значок "Х" в вернем левой углу. Чтобы выйти из Croquet. достаточно нажать <ALT> и кликнуть левой клавишей мыши в любом месте экрана.

Окна в Croquet можно вращать в разных направлениях

Итак, с установкой все ясно - начнем работу с системой. После установки на экране появляется полностью трехмерный мир с несколькими (опять же 3D-) окнами. Нажатие левой клавиши мыши - запуск окна. Нажатие и удерживание правой - двигать (крутить по оси, удалять, приближать и т.п.) окно.

Над окном расположен ряд значков: крестик (закрыть окно), камера (сделать скриншот), стрелочка вниз (прокрутка содержимого окна), рука (перемещение окна по экрану), плюс/минус (открыть/закрыть содержимое окна). Кстати, в Croquet нет такого понятия, как "окно" - есть "пространство" (space). Это более полно передает ощущение трехмерности, так как "space" - это скорее объемное помещение с предметами, чем плоское окно. В принципе, это можно назвать комнатой или игровым порталом, содержащим файлы и каталоги, порталом, с помощью которого через интернет можно общаться с другими пользователями.

Croquet стремится использовать объем по максимуму

Croquet поддерживает также и виртуальные рабочие столы, аналогичные Workspace в Linux,- они называются проектами (projects).

Кроме того, в системе присутствует navigator dock, содержащий средство программирования на Speak, программу для снятия скриншотов и работы с графикой, утилиты модифицирования spaces, а также коллекцию моделей.

Кстати, о скриншотах: любой из них автоматически может быть использован как ярлык, по которому можно перейти к соответствующему пространству или программе.

Хотелось бы также отметить программу для работы с графикой - TPainter. Нарисовав объект, можно разместить его объемную копию на рабочем столе. При этом - никаких сложностей и никакого тонкого моделирования.

В настоящее время Croquet находится в стадии первичной разработки. Очень хочется надеяться, что уже в ближайшем будущем появится возможность реально "вкусить" 3D-технологий, получить нечто большее, чем просто 3D-интерфейс…

Microsoft тоже проводит исследования в области трехмерного рабочего столаОднако жизнь - штука сложная, и ситуация с разработкой трехмерных ОС не так проста. К примеру, небезызвестная компания Microsoft также проводит исследования в этой области.

С одной стороны, если принять во внимание финансовые возможности компании, то можно надеяться на быстрый скачок вперед. С другой стороны, если вспомнить "совершенство" уже существующей продукции Microsoft и пристрастие компании к монополизации рынка, то перспектива выглядит не так оптимистично.

В любом случае - трехмерные ОС разрабатываются, развиваются, и хочется верить, что наступление эпохи трехмерных компьютерных технологий станет свершившимся историческим фактом. Сейчас же, увы, очевидно только одно - воспользоваться "объемом" смогут только владельцы быстрых компьютеров…

seoсемантика: деньги, дизайн, web дизайн, разработка сайтов, раскрутка сайтов, продвижение сайта, продвижение сайтов, создание сайтов, оптимизация сайта, domain, поисковая оптимизация, раскрутка сайта, реклама, сайт, семантика, семантическое ядро, дизайн сайтов, веб, веб, дизайн, продвижение, разработка сайта, seo, заработок, поиск, софт, фото, интернет, заработок, работа, прибыль

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



Комментариев нет: