суббота, 28 июня 2008 г.

МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Целью методов творчества является ускорение процесса решения проблем и повышение качества решения (уменьшение общественно-необходимого труда на единицу производимых жизненных благ). Основой методов служат законы развития техники и психологические особенности творческого процесса. Под каждую задачу ищется свой метод решения, состоящий из набора известных методов и неизвестных, так как в процессе жизнедеятельности человека постоянно меняются условия, цели, а, следовательно, и задачи.

Основной проблемой в поиске решения задачи является выход на “поле поиска”, в котором находится решение. Каждый из методов, собственно, и “охватывает” свое поле поиска. В статье [1] дано краткое описание наиболее известных методов. В работе [2, стр. 96] дана классификация методов поиска решений по типу стратегии поиска (три класса):

  • эвристические методы (стратегия случайного поиска);
  • методы функционально-структурного исследования объектов;
  • класс комбинированных алгоритмических методов (стратегия логического поиска).

В число эвристических методов входят такие методы как [2]:

  • "мозговой штурм" (А. Осборн: разделение в пространстве и во времени генераторов идей и критиков);
  • синектика (У. Гордон);
  • фокальные объекты (Ч. Вайтинг);
  • гирлянды случайностей и ассоциаций (Г. Буш, СССР);
  • списки контрольных вопросов (Д. Пойа, А. Осборн, Т. Эйлоарт).

Эвристические методы не могут гарантировать получения оптимального варианта решения, так как объект специально не изучается.

К классу функционально-структурного исследования относят следующие методы [2]:

  • морфологический анализ (Ф. Цвикки, 30-е гг.);
  • матрицы открытия (А. Моль);
  • десятичные матрицы поиска (Р. Повилейко, Новосибирск);
  • функциональное конструирование (Р. Коллер);
  • морфологическое классифицирование (В. Одрин).

Системный поиск (у автора [2] — систематический) есть системное исследование объекта. Стратегия поиска решения проблемы основана на составлении n-мерной статической матрицы по признакам исследуемого объекта. Ячейки в пересечениях строк и столбцов отражают все возможные реализации.

Эти методы отличаются лишь реализацией системного исследования структур и функций объектов. Это больше относится к методам математического анализа, что не входит в круг рассматриваемых здесь вопросов. По сути же, в п. 1.3. показано, что это итеративный процесс с последовательной модификацией то структур, то функций объекта с обратной связью на окружающую обстановку и на ограничения (с учетом потоков ВИР во времени).

В [2] перечислены основные этапы морфологического анализа по Ф. Цвикки.

  1. Формулировка задачи с указанием условий и ограничений.
  2. Составление структуры объекта и его функций как основы для решения задачи.
  3. Составление возможных вариантов реализации отдельно по каждому признаку (свойству).
  4. Оценка всех полученных вариантов решения задачи.
  5. Выбор наиболее предпочтительного варианта решения задачи.

Процедуры по пп. 4 и 5 наиболее неопределенны. На глобальном уровне можно применить метакритерий ОВИР ( п. 1.3.). Процедуры по пп. 1, 2 и 3 фактически используются и в комбинированных алгоритмических методах, в частности, и в АРИЗ. Суть структурно-функционального исследования описана в п. 1.3.

К классу комбинированных алгоритмических методов относятся [2]:

  • алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ (Г. Альтшуллер, РФ);
  • обобщенный эвристический метод (А. Половинкин);
  • комплексный метод поиска решений технических проблем (Б. Голдовский);
  • фундаментальный метод проектирования (Э. Мэтчетт);
  • эволюционная инженерия (С. Пушкарев).

Поиск решений с использованием этих методов является системным и целенаправленным [2]. Рассмотрение АРИЗ как наиболее широко применяемого метода дано в следующем подразделе раздела ТРИЗ ( п. 1.3. ).

Таким образом, решение задачи зависит от характера задачи, от степени полноты и достоверности исходной информации, и от личных качеств разработчика: от его способности умело ориентироваться в информационной среде, от степени владения методологией познания и творчества.

Помимо прямого продукта творческой деятельности, отвечающего поставленной цели, возникает и побочный. В удачный момент этот побочный продукт может проявиться в виде подсказки, ведущей к интуитивному решению.

Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека (единство познания и преобразования), [2, стр. 90]. Структура творческого процесса есть последовательность этапов: Мотивация (Потребность) -> Целепологание -> Сбор Информации -> рождение новой Идеи -> формирование Образа будущего -> Воплощение в жизнь [2, стр. 94]. Причем, на каждом из этапов осуществляется поиск и выбор Функций объекта и его Структуры (для анализа обратный порядок — Структуры объекта и его Функции), см. п. 1.3.

В итоге анализа классификации на основе трех стратегий поиска оказывается более строгой классификация по двум стратегиям: неформализованные и формализованные системные методы поиска решений. При этом АРИЗ представляется как один из сценариев поиска, в который составной частью (одним из этапов АРИЗ) входит метод системных исследований (структурно-функциональный анализ, или, иначе говоря, морфологический метод).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Троицкий Д.А. Современные методы поиска новых технических решений // Вопросы изобретательства/ N.4, 1988.
  2. Яковлев Б.А. Интеллектуальная собственность (создание, правовая охрана и использование объектов промышленной собственности). Учебное пособие. — Новосибирск: Новосибирский гуманитарный институт, 1998.

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



Комментариев нет: