пятница, 4 июля 2008 г.

Интернете надо бежать, чтобы устоять на месте

Ирина Россиус

Анна Артамонова: в Интернете надо бежать, чтобы устоять на месте

фото видео

О новых сервисах и актуальных трендах российского сегмента Интернета в эксклюзивном интервью "Вестям" рассказала вице-президент и директор по маркетингу и PR компании Mail.Ru Анна Артамонова.

- Анна, здравствуйте! Компания Mail.Ru обогнала Яндекс по размеру недельной и месячной аудитории. Как вы думаете, это просто удача или все-таки вам помогла определенная стратегия?
- Было бы странно считать постоянный рост аудитории Mail.Ru в течение многих лет просто удачей. Вообще, по дневной аудитории мы обогнали "Яндекс" еще раньше, где-то в начале этого года, а теперь просто "закрепили" свой успех. Немалую роль в этом сыграла наша команда - у Mail.Ru очень хороший менеджмент и дружный, сплоченный коллектив. Но самое главное – это коммуникационная стратегия. Не секрет, что "Яндекс" делает больший упор на поисковые сервисы, в то время как Mail.Ru – это, прежде всего, общение. Нашим первым – и ключевым – проектом была и остается почта, сейчас к ней добавилось огромное количество других коммуникационных сервисов, таких, как социальная сеть "Мой Мир", мессенджер Mail.Ru Агент, фото-, видеохостинги и многие другие. Все это площадки, где люди могут, так или иначе, друг с другом общаться. Сейчас уже всем стало ясно, что именно такие сервисы больше всего востребованы интернет-пользователями.
- Что касается социальных сетей, то сейчас достаточно популярны "Одноклассники", "ВКонтакте", "Мой Мир". Сред них большая конкуренция есть, наверное, за пользователей? Может быть, вы готовите какие-то новшества для того, чтобы именно в вашу социальную сеть пришли люди?
- Безусловно, конкуренция существует. Но, с другой стороны, у всех перечисленных социальных сетей – самых популярных сегодня в Рунете - своя специфика. "Одноклассники" - это, скорее, "одноразовый" сервис: посмотрел, нашел человека и ушел в оффлайн, пить водку за встречу. "ВКонтакте" ориентирован на молодежь. А "Мой Мир" хорошо подходит любой аудитории, и главное наше отличие от конкурентов, то, на что мы ориентируемся – это постоянный онлайн.

Во-первых, на нашем проекте можно искать не только одноклассников, но и однокурсников, и соседей. Можно найти, например, человека, с которым вы в детстве жили соседних домах и тусовались во дворе на лавочке. А может вам нужны нынешние соседи, вы, например, хотите вместе двор патрулировать или еще что-то. Также можно искать однополчан и друзей по интересам – последнее уже позволяет находить новых знакомых. Во-вторых, наша цель – дать пользователю удобный инструмент, с помощью которого он мог бы находиться со своими друзьями на связи постоянно. Многие говорят: ну, нашел я человека в Интернете, а дальше-то у меня все равно нет времени с ним общаться. Ну встретился я один раз с ним, ну выпил немножечко… Просто у нас такой режим дня: с утра до вечера работа, вечером немножко с семьей пообщаться, в выходные – на дачу или куда-то на отдых… Поэтому большая часть наших межличностных коммуникаций перемещается в Интернет. Мы хотим, чтобы с "Моим Миром" человек мог быть всегда в курсе того, что происходит с его друзьями. Там есть такая специальная функция "Что нового у друзей?" - она позволяет видеть все обновления профайлов интересных тебе людей.
- Вы говорили о почте. Может быть, вы готовите какие-то обновления, новые проекты, связанные непосредственно с "мылом" и с тем, что касается спама?

- Во-первых, мы планируем много улучшений с точки зрения удобства пользования нашим сервисом. Например, упрощаем процесс отправки больших по размеру файлов. Когда вы пишите кому-то письмо, очень "тяжелый" файл – больше 30 Мегабайт – разумнее "залить" на сервер с помощью нашего проекта "Файлы", а потом просто послать адресату ссылку, чтобы он мог скачать его в любое удобное время. Что же касается спама, это для нас, безусловно, проблема №1. Mail.Ru – крупнейший в России сервис электронный почты, логично, что он привлекает колоссальное внимание спамеров. Мы очень активно боремся со спамом, сотрудничаем с "Лабораторией Касперского" - на серверах Mail.Ru стоит ее антиспам-система, оптимизированная и доработанная с учетом наших требований. Также мы всегда фильтровали "мусорные" сообщения по "черным спискам" спамерских подсетей. Недавно был введен еще один уровень защиты – наша собственная антиспам-система и круглосуточно работающая команда аналитиков, оперативно выявляющая и блокирующая новые спам-рассылки. Теперь Mail.Ru фильтрует не только входящую, но и исходящую и внутреннюю (между нашими пользователями) корреспонденцию. После запуска – около месяца назад - этих нововведений количество жалоб на спам резко снизилось, примерно в пять раз.

- Вот Интернет – это общение, развлечения. А деньги-то можно на нем зарабатывать? И что касается частных инвесторов - куда они в основном вкладывают свои средства?

- Мы, как и другие крупные игроки рынка, знаем, как зарабатывать в Интернете деньги, и умеем это делать. Инвесторы вкладывают средства в два типа проектов – в уже "проверенные", доказавшие свою эффективность (наверняка вы слышали о том, как южноафриканский фонд Naspers купил долю в Mail.Ru за большую сумму), и в совсем "молодые", рискованные - стартапы (только запустившиеся проекты, от английского startup – Вести.Ru). "Выстрелят" ли эти проекты, чаще всего не знают они сами. Сейчас, правда, инвесторы не раздают так легко направо и налево деньги, как во время первого интернет-бума в 2000-м, все-таки стараются вкладываться в реальные вещи.

- А что вы называете "реальными вещами"?

- Стартапы сегодня обязаны показать инвесторам реальный бизнес-план, объяснить им - срок окупаемости проекта такой-то, через два года мы достигнем такой-то аудитории, начнем таким-то способом зарабатывать деньги. А не когда мы просто сейчас бежим со всех ног, а что потом – непонятно. На рубеже 90-х и 2000-х годов в США инвесторы бездумно вкладывали в Интернет большие средства, что привело к так называемому "краху доткомов" - "смерти" огромного числа интернет-проектов и разочарованию инвесторов в своих вложениях, которые они не смогли вернуть. Сейчас все стало более прагматичным, но все равно в Интернете совершается большое количество сделок. Важно понимать, что стартапы - это рискованные инвестиции, многие из них "уйдут в песок".

- Вы сейчас вспомнили об Америке. Там домены продают за миллионы долларов. А в России такое возможно?

- В России практика продаж доменных имен за большие деньги - как, например, недавно за рубежом business.com продали за 345 миллионов долларов - не сложилась. Чтобы выгодно продать домен в Рунете, на нем должен находиться популярный, "раскрученный" сайт – например, такой, как Mail.Ru. Но свои домены успешные компании ни за какие деньги не продадут.
Многие "красивые" доменные имена, с хорошим звучанием - типа Кино.Ru или Видео.Ru – когда-то давно оказались в руках у киберсквоттеров, которые "держат" их до тех пор, пока не представиться возможность выгодно их продать. Но даже если их и покупают, как правило, сумма сделки не превышает 50 тысяч долларов.
- Сейчас наблюдается бурный рост регистрации новых доменов. Какое у этого бизнеса будущее?

- Насколько я знаю, осенью прошлого года, в сентябре, был зарегистрирован миллионный домен в зоне ".Ru". В принципе, в последние года два количество зарегистрированных доменов увеличивается на 60-70% в год, серьезного снижения темпов роста пока не предвидится.
- А теперь что касается конкуренции в Рунете. Mail.Ru, "Яндекс", Google достаточно серьезно конкурируют друг с другом. Вам приходится все время что-то придумывать, чтобы быть впереди. Что именно вы делаете?

- Интернет - вообще очень динамичная, быстрая отрасль. Здесь, как говорила Алиса из страны чудес, надо бежать, чтобы просто оставаться на месте. Люди расслабились немножечко (например, как Rambler) – и все, до свидания! Если говорить о конкуренции между Mail.Ru, "Яндексом" и Google – мы находимся в более комфортной ситуации, чем "Яндекс". "Яндекс" и Google бьются на одном рынке, очень сложном – поисковом. А у Mail.Ru все же другая стратегия - это коммуникации, общение, переписка, социальная сеть… Так что нас больше волнуют конкуренты в области социальных сервисов.

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



Комментариев нет: